Физиология или психология?

Пищевое поведение конструктивно влияет на нашу фигуру и функциональность организма. Тема излюбленная и избитая. И вы засыпаете с чувством вины и мечтаете избавиться от вредных привычек.

И все представляют вредные привычки, как заморский вирус проникший в ваш организм без спроса. Вот был-был человек, всё с ним было нормально, и вдруг бац, прилепилась вредная, совсем вредная, ужасно вредная, невыносимо вредная привычка. И хороший человек носит и не может стряхнуть, и избавиться, как наказание. Отделяет себя от вредной привычки, вот я – такой хороший, вот она – зловредная привычка. Комплекс привычек создает поведение. И вот уже мы неподвластны себе, а руководствуемся неким, как будто посторонним поведением.

Откуда берутся привычки и поведение? Психологи обращают наше внимание на ранние этапы возрастного развития, всё загадывается в первые три года нашей жизни. Маленький человечек учится жить в этом мире. Как новенький ноутбук с предустановленным программным обеспечением. Какие-то программы заложены и начинают функционировать сразу. А какие-то программы нужно адаптировать, вовремя включить и настроить правильную работу.

Эмоции – это врождённые физиологические программы. Младенец общается этими программами с окружающим миром. Пробует весь набор опций. Чутко улавливает обратную связь. Это похоже на то, как мы осваиваем новый софт. А что будет, если нажать эту кнопочку? Ой, нет, это лучше не открывать.

Ребёнок проверяет на реакцию, а вся его проверка нацелена на выживание. Маленькое человеческое существо на бессознательном уровне понимает, что ему не выжить без ухаживающей помощи. Здесь заметим, что ухаживающая среда может быть разнообразной и вовсе необязательно, что это родившая младенца женщина.

Среда обитания младенца никогда за истории веков не была такой, какой она стала в 21 веке. Никогда одна единственная женщина не заботилась за своим малышом. Всегда это была именно среда. Большое количество людей разного пола и возраста. Одинокая мать с младенцем в человеческой популяции было горем и неестественным состоянием.

Вокруг нового человека всегда было множество других людей, который за ним ухаживали. Которые реагировали на его эмоции. Взрослые женщины, мужчины, люди преклонного возраста и дети. Было принято встречаться взглядом с ребёнком радостно, весело, эмоционально-восторженно, от этого человек воспитывался с твёрдым и свободным характером и смело шёл потом по жизни. Ухаживающая среда вокруг младенца ещё 100 лет назад, всегда была благоприятной.

Откуда мне знать это? Откуда вам знать это? Лично я ещё помню старые времена и правила. А вы можете почитать классическую литературу. Я застала те времена, когда ещё была преемственность поколений. Да, уже изрядно обделённая преемственность, но была.

Сейчас молодые мамы рыщут в поисках информации, и конечно, в интернете. Мои знания, навыки и способности, всё развито ещё до интернета. И я не побоюсь сказать, что я являюсь наполнителем интернета, а не читателем. Примерно сто лет назад, где-то в начале 20-х годов 20-ого столетия произошла эта катастрофа человечества – резко стали прерывать связь поколений, то есть каждому новому человеку говорили, что все предыдущие люди – отстой, тёмные, их знания никуда не годятся. А ты – новый человек, ты должен жить по-другому, не так, как это замшелое старьё. Да-да, именно так внушали, особенно, на наших просторах.

Очень легко было отнять ребёнка у матери. Она сам отдавала, ведь это трудно ухаживать за ребёнком. Давай мы будем ухаживать за твоим ребёнком сами, а ты будешь радоваться жизни, работать на благо страны и не думать о соплях и какашках. Так появились ясли, где на сто детей была одна женщина. И мы знаем, что такие дети потом спокойно шли строем воевать: убивать и умирать.

Разрыв поколений продолжался 100 лет. И мы пришли к тому, что молодая мама сидит одна со своим ребёнком и не знает, что с ним делать. С удивлением находит факты и методы ухода и воспитания ребёнка из информационных источников. Задёрганная, измученная, в тревоге за жизнь младенца, женщина подходит к своему чаду с перекошенным лицом. Почему перекошенным? Так рядом же никого нет, можно не скрывать усталость, раздражение, тоску.

И, вот, вот – момент истины! У ребёнка – программа выживания. Ухаживающая среда выражает негативные эмоции в его адрес. Бессознательное это воспринимает, как смертельную угрозу. Да, не меньше! Если ухаживающий человек не выражает приятных эмоций, значит он не будет ухаживать – это опасно, надо изменить тактику поведения. «Ребёнок нажимает другую кнопочку». Приучается скрывать, какую-то форму поведения. И обычно здесь подавляются сигналы под тело. Нельзя кричать, нельзя хотеть. Именно в этом возрасте закладываются программы поведения на всю оставшуюся жизнь. В возрасте до того момента, когда ребёнок начал ходить и говорить.

Потом психологи начинают рассуждать, какой склад характера, какой тип, пытаются переучить. А что такое переучить? Насильно встроить другую программу. Но пространство то занято. Наложение кода на код ещё больше искажает личность.

Алекситимия – термин клинической психологии. Это не диагноз, но сопутствующая симптоматика не которых расстройств.

Оглядимся кругом и увидим 70% людей вокруг страдают алекситимией. Не чувствуют своей эмоции. Не слышат сигнала от своего тела. Или неправильно трактуют сигналы тела. Чаще всего человек может сказать только одно «мне плохо», и тут в зависимости от темперамента. Какой-то тип людей плачут и тихо страдают. Другие напротив звереют, выражают агрессию в пространство. Непонимание сигналов тела и психики рождает зависимости. Выпил, покурил – уже хорошо. И самым безобидным оказывается привычка заесть тяжёлое состояние. А так ли это безобидно?

Зависимость от еды порождает проблемы в организме не меньше чем алкоголь и наркотики.

Можно ли изменить пищевое поведение? Я вам скажу, что нельзя если опирать на одну психологию. Обязательно нужно возрождать физиологические импульсы. Отслеживать физиологию и внедрять привычки на уровне тела.

Те же психологи утверждают, что эмоции – это выброс гормонов, изменение давления, тонус сосудов и т.д. Но, почему тогда все твёрдо убеждены, что эмоция – это просто психика?

Как правильно воспитать новые физиологические привычки, мы обсуждаем на закрытом онлайн-курсе. И я не утверждаю, что я знаю, как надо жить и могу всех научить. Я веду исследовательский, практический опыт на протяжении нескольких десятков лет. Вот человек достиг результата, как у него это получилось? А другой сумеет повторить? Вот повторили результат 5, 100, 1000 человек, можно ли сказать, что у тебя тоже получится, конечно нельзя утверждать. И мы идём дальше исследовательским путём, и возможно именно с тобой ответим на вопросы.